Скачать Го-учебник

Скачать программы по игре Го


Начало
Предисловие
Главное в Го – это свобода
Пустота и территория
Доска и камни – Земля и Небо
Символика Го
Культура Го
Правила Го

Го в управлении и предпринимательстве

Как заниматься Го

Го и компьютер

Федерация Го

Словарь японских терминов Го

Путеводитель Мастера Го

Важная информация

Правило Ко


Диаграмма 5-20
Изображенная здесь ситуация называется положением Ко.
На верхней доске нижний белый камень находится в положении атари. У него остался только один пункт дыхания, который черные могут занять, создав позицию, приведенную на правой доске.
Пленный белый камень снимается с доски и кладется в крышку чаши для камней. Образовавшееся положение показано на нижней доске - это зеркальное отображение верхней доски. Но теперь в положении атари оказался черный камень!
Если белые ходом, показанным на левой доске, захватывают его (точно такую же позицию мы видим и на правой доске), после снятия черного камня повторяется позиция на верхней доске, с которой все и началось. Каждым ходом игроки захватывают друг у друга по одному камню. Подобная ситуация может длиться по кругу до тех пор, пока не кончатся сперва все камни в чашах, а затем и во Вселенной, и так до бесконечности.
Для того, чтоб установить предел повторению позиций, существует правило Ко. Японское слово Ко - перевод с санскрита буддийского термина кальпа, означающего очень длинный промежуток времени, вечность. В индийской философии Маха Кальпа (большое Ко) исчисляется 1 279 840 тысячами лет. Понятие Ко можно трактовать как "предел бесконечности". Этот аспект игры Го связан с глубокими стратегическими идеями и способами реализации - как на доске, так и жизни.

Правило Ко:

Игрок не может сразу же, следующим ходом снимать одиночный камень противника, которым был только что захвачен его одиночный камень. Перед этим он должен совершить ход где-либо в другом месте доски, изменив тем самым позицию.
 
вкратце:
 
Снимать друг у друга камень на одном и том же пересечении можно только через ход.
 
Диаграмма 5-21
 
Черные ходом 1 захватывают белый камень, отмеченный треугольником.
Согласно правилу Ко, белые не могут сразу же захватить черный камень, которым был снят с доски их одиночный камень.
Белые должны сперва сыграть в другом месте, например, ходом 2.
 
Диаграмма 5-22
 
После этого у черных имеется два варианта ответа:
 
Диаграмма 5-23
 
В первом варианте черные не отвечают на ход белых и закрывают Ко, соединяясь ходом 3. У белых появился темп, который они используют для соединения в 4.
Во втором варианте черные отвечают на ход белых, - например, атакуя их камень ходом 3. Теперь у белых появилась возможность взять Ко ходом 4.
Теперь черные должны играть в другом месте доски. Они не могут сразу захватить камень 4, ведь это будет нарушением правила Ко.
Как мы видим, позиция не повторяется, и у игрока, пробившего Ко, появляется выбор: закрывать Ко или отвечать на ход, сделанный соперником в другом месте доски.
Сложившаяся ситуация называется Ко-борьбой, а "ходы в другом месте доски" называются Ко-угрозами.
При Ко-борьбе необходимо тонко учитывать возможные последствия. Перечислим несколько основных правил, которыми стоит руководствоваться, вступая в Ко-борьбу.
  • Тот, кто выигрывает Ко (тот, кто захватывает камень и соединяется), должен что-то приобрести - получить жизнь для своей группы или захватить группу противника, уменьшить его территорию и т.д.
  • При принятии решения, отвечать на Ко-угрозу или закрывать Ко, необходимо сравнить ценность Ко-угрозы с ценностью Ко.
  • В целом, Ко имеет смысл закрывать, если ценность угрозы меньше ценности Ко, и отвечать на Ко-угрозу, если проигрыш Ко принесет менее существенные потери или же имеются собственные адекватные Ко-угрозы.
 
Приведем примеры ситуации Ко в углу и на стороне доски.
 
Диаграмма 5-24
 
Белые начинают Ко ходом А, снимая черный камень, отмеченный треугольником.

Разрешенное обратное взятие

Запрет правила Ко не распространяется на случай, когда при прямом и обратном взятии с доски снимается различное количество камней - то есть тогда, когда после обратного взятия камня позиция на доске не повторяется.
 

Диаграмма 5-25

Диаграмма 5-26
 
При прямом взятии черные ходом 1 снимают два отмеченных белых камня, а белые следующим ходом 2 снимают один черный камень.

Диаграмма 5-27

Диаграмма 5-28
А здесь сперва белые снимают отмеченный черный камень ходом 1, а в ответ черные ходом 2 захватывают пять белых камней.
Более подробно искусство Ко-борьбы рассматривается в книге "Мыслить и побеждать - игра Го для начинающих", глава 11 - "Стратегические концепции Го", а также в главе 19, "Партия мастеров".

Предыдущий раздел | Следующий раздел
Наверх
   
   

© И. Гришин, М. Емельянов, А. Степанов, книга "Мыслить и побеждать - игра Го для начинающих"
© С. Мамлеева, графика
© Т. Решетов, диаграммы

У нас есть доставка цветов Минск и Беларусь. . Итальянские межкомнатные двери от компании UNION. . Оснастка для профи инструмент makita.